y_blaz (y_blaz) wrote,
y_blaz
y_blaz

Category:

Промежуточные киноитоги 2018-го.

Поскольку в кои-то веки новогодний сезон проходит без разъездов, путешествий, и гостей, в тишине и уюте… появилась возможность сесть и подвести какие-то итоги, сделав вид, что я тоже приличный кинобогер, а не лентяй.
Но…, сев писать, понял, что более или менее объективные итоги все равно не выйдут, потому что львиную долю главных и самых ожидаемых фильмов года посмотреть до сих пор банально не успел.
«Суспирия», «Рома», «Экстаз», «Остров собак», «Капитан», «Холодная война», «Пылающий», «Дневник пастора», «Фаворитка», «Дом, который построил Джек»…, «Ничего хорошего в отеле «Эль рояль»», «Под Сильвер-Лэйк»…  да даже «Призрачная нить»… это все фильмы, до которых еще не дошли руки… и ведь тут речь только про большие, студийные картины и громкие имена...
А сколько всего интересного и не отсмотренного вышло в категории «В»!
Тут и снятый по сценарию  С. Крэйга Залера (режиссера, занявшего трон современного короля B-Movie уже после двух фильмов) - «Кукловод: Самый маленький рейх»…, тут и разнузданные британские трешачки «Каннибалы и установщики напольных покрытий» и «Отклыкаченные»…, здесь же и «Траншея 11» - история о том, как немцы клепали зомбарей задолго до появления нацистов, и зомбинаци соответственно…  плюс много чего еще.

Сколько  себя помню, из года в год балбесы продолжают ныть о том, что ничего интересного больше не снимают, и кинематограф уже скоро – всё.
Смотрю на подобных «экспертов» традиционно с жалостью и брезгливостью, как на юродивых.
Кино цветет с такой силой, что поспевать за ним с каждым годом становится все сложнее. Физически невозможно успеть смотреть все.... Мировой прокат в прошедшем году установил очередной рекорд кассовх сборов, с общей выручкой $41,7 млрд.
И ведь это только  большой экран, а что творится на малом! Уровень современных сериалов давно уже сошел с орбиты и улетел в открытый космос. Поэтому про сериальные новинки тут даже и начинать не буду.
В общем, субъективные кино-итоги 2018-го. Промежуточные, потому что основаны только на том, что уже успел посмотреть.

Ну и поскольку праздники, часть текста написана в соавторстве с моим литературным рабом – Джимом Бимом. Старался вычитать, но если вдруг будут грамматические ошибки и стилистические огрехи… пишите в комментарии, поправлю. И да, тут снова приключился припадок графомании, так что пост большой. Я предупредил.

Переоцененный фильм года:  Черный клановец / BlacKkKlansman



Когда-то очень давно посмотрел большое, развернутое интервью Спайка Ли. Лучше бы, наверное, не смотрел, впечатление о режиссере сложилось не лучшее. Отвратительный, полный комплексов, обиженный на весь мир, зацикленный на теме расовой дискриминации, полностью лишенный самоиронии, и в то же время безумно претенциозный и самовлюбленный человек...
Несколько прочитанных и увиденных интервью после, только подтвердили первое впечатление.
Но, нельзя отрицать что как режиссер Спайк Ли довольно крепкий профессионал. Звезд с неба не снимает, скорее умелый ремесленник-середнячек.
«Черный клановец» это с одной стороны, техничное и неплохо поставленное кино. Иногда забавное...,  а где надо напряженное и динамичное. Даже реверансы в сторону блэксплотейшна здорово смотрятся.
Но с другой, все то хорошее, что есть в фильме режиссера-профессионала Спайка Ли, перечеркивается и нивелируется закомплексованным, претенциозным, пафосным афро-рассистом Спайком Ли.
Вместо умной и едкой сатиры, которую очевидно хотел снять Ли, вышел заштампованный, топорный, и истеричный памфлет на Трампа.
Понятно, что сегодня кино попадает в конъюнктуру, и для многих, в том числе и рецензентов, любая подобная критика одиозного президента добавляет +100 к художественной ценности фильма… отсюда и рейтинг, отсюда и похвалы.
Но, по факту перед нами просто фильм-транспарант, фильм-лозунг. Не более.
А ведь возьмись за историю режиссер не лишенный самоиронии, из нее могла бы вырасти действительно умная, и что важно – остроумная, картина в духе Коэнов. Увы.

Недооцененный фильм года: Лондонские поля / London Fields



У англичан и американцев есть забавный тест на очевидность происходящего. Называется: «Duck test» Утиный тест.
Звучит так: Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятнее всего, утка.

Помимо прочего тестом весело троллить всевозможных любителей тайных смыслов, неочевидных подтекстов, и прочей конспирологии, но сейчас не об этом…
Я это к тому, что, как правило, если фильм смешивают с грязью практически все критики, если фильм не понравился никому из знакомых, и если у фильма рейтинг 4.5 на IMDB и 0% свежести на томатах, то тут не надо искать никаких тайных смыслов, и ждать недооцененного шедевра… Вероятнее всего фильм просто барахло. Такой вот очевидный факт.
Но иногда, очень… ооочень редко, бывает и так, что Duck test может подвести. В таких случаях чувствуешь себя отбившимся от группы юным Индианой Джонсом из начальной сцены «Последнего крестового похода». Так и хочется крикнуть: Эй, кто-нибудь! Вы все кроме меня заблудились!?
Именно такая история у меня приключилась с нуаром-долгостроем  «Лондонские поля».

Роман Мартина Эмиса в начале 2000-х хотел экранизировать Дэвид Кроненберг, но потом переключился на другую историю про криминальный Лондон - «Порок на экспорт».
После, на режиссерское кресло претендовали Майкл Уинтерботтом, Шекхар Капур и Дэвид Маккензи, пока в 2013-м  снимать картину не пригласили Мэттью Каллена, клипмейкера, до этого известного в первую очередь по клипам Кэти Перри.
К счастью для фильма, одноименный роман Эмиса (судя по отзывам - отличный) я еще не читал, и никаких фантомных болей на тему: «книга лучше», соответственно не испытывал… Просто наслаждался Кино.… А наслаждаться тут есть чем.
Еще от первого промо-ролика веяло каким-то гипнотизмом и совершенно невероятной атмосферой… ролик не врал.

Нуарная история про умирающего писателя, приехавшего в поисках вдохновения для своего последнего романа в Лондон, и встретившего там роковую красотку с даром ясновидения. Красотка крутит роман одновременно с двумя мужчинами, и предвидит свое скорое убийство, но не знает кем…
Из такого сюжета могло вырасти что угодно. Но мир явно не был готов к тому, что по нему снял клипмейкер Кэти Перри…
В этом фильме все – слишком.
Слишком безумные светофильтры и интерьеры превращают Лондон в эдакий «Готэм-Сити под кислотой». А слишком гротескные персонажи этот Готэм населяют.
 Меланхоличный писатель в исполнении Билли Боба Торнтона слишком меланхоличен, а роковая красотка - Эмбер Херд, просто нереалистично прекрасна…
Безумный Шляпник криминального Лондона - Джонни Депп, и примерный семьянин, попавшийся на крючок - Тео Джеймс… все переигрывают, кругом китч.
Но эта вульгарная…,  драматургически беспомощная…, умопомрачительно красивая…, и откровенно китчевая картина, обладает такой волшебной, наркотической атмосферой, что просто полностью обволакивает и погружает зрителя в себя.

Кино случайно посмотрел в ночь на 5 ноября, Ночь Гая Фокса… главные события фильма замешаны именно на этой дате.
В общем…. звезды сошлись. Бесконечно мною любимый Лондон, и почти такой же любимый Билли Боб…, Ночь Гая Фокса…, восхитительная Эмбер Херд…, и невероятная атмосфера картины, которая делает просмотр похожим на странный, длинный, красивый сон. ...Два часа удовольствия.
В жопу критиков, и туда же рейтинги на IMDB и Томатах. Все кроме меня заблудились. «Лондонские поля» отличный, и самый недооцененный фильм года.

Ностальгия года: Лето 84 / Summer of 84



У руля современной киноиндустрии и в залах кинотеатров погоду продолжает делать поколение, выросшее на фильмах 80-х.  Одни повзрослевшие на Спилберге, Карпентере, и Стивене Кинге дети, снимают для других таких же детей.
Вероятно кому-то (да простят боги безумцев), уже успела надоесть захлестнувшая кинематографистов мода на киноэстетику 80-х в целом, и на ностальгические ужастики о подростках на велосипедах в частности. Но, сомневаюсь, что когда-нибудь примкну к их числу.
Каждому творению в этом жанре продолжаю искренне радоваться, и «Лето 84» не исключение.
Причем если хотите обвинить трио создателей в том, что они решили хайпануть и примазаться к популярному тренду…, не выйдет.
Их первый фильм - бесподобный треш «Turbo Kid», вышел в 2015-м, за год до «Stranger Things» и за два года до «It». И там чуваки уже вовсю ныряли в эстетику 80-х задолго до того как это стало мейнстримом.
...В «Summer of 84» есть все что должно быть в подобном ностальгическом кино… тут и компания подростков состоящая из ботана, гика, и толстяка…, тут и велосипеды…, и пригород… и чудесный карпентеркоровский саундтрек…, и увлекательная история про подозрительного соседа, в жанре – «похоже, мой сосед/друг/коллега/знакомый/родственник – маньяк».
Очень милое кино.

Кстати, в 2018-м до экранов, наконец, добрался снятый  в далеком 2016-м «Узел смерти»/«The Clovehitch Killer».
Еще одна симпатичная история в этом же благородном жанре – «похоже, мой сосед/друг/коллега/знакомый/родственник – маньяк».
...В тихом Кентуккийском городке маньяк убил десять женщин, а после, на целое десятилетие замолчал. Но в один не прекрасный вечер старшеклассник находит в машине родителя странное фото, и начинает подозревать что маньяк, это его отец – глубоко верующий человек и во всех отношениях примерный семьянин который в качестве хобби руководит местным отделением скаутов.
Тут у нас уже не 80-е…, но все равно в этом фильме, мобильные телефоны кажутся настоящим анахронизмом. И городок и история находятся словно вне времени…
В общем тоже очень симпатичное кино, не такое стильное как «Лето 84», но зато со звездой «Все деньги мира» - Чарли Пламмером в главной роли.

Экранизация года: Галвестон / Galveston



До того как прославится, подарив миру одно из самых мощных произведений в истории телевидения - «Настоящий детектив», его создатель Ник Пиццолатто успел написать роман «Галвестон».
Книгу прочел уже после просмотра «Детектива».
Не то чтобы роман выдающийся, но у него есть свой стиль. А самое интересное, это то, что книга является эдаким - «Прото Настоящим детективом».
Тут и развивающаяся параллельно в двух временных отрезках история, тут и затягивающая атмосфера южного нуара*... а главный герой Галвестона, любит делать фигурки из пустых пивных банок..., такая вот деталь.… привет Растину Коулу.
В романе зарождается очень много идей, наработок, и стилистических приемов из которых впоследствии вырастит True Detective.

У попыток его экранизации как водится долгая история, но в итоге режиссерское кресло заняла французская актриса и режиссер Мелани Лоран (мы ее помним как французкую киноманку-мстительницу из «Бесславных ублюдков» Тарантино).
История по дороге на экран была основательно переписана, акценты смещены, а от нелинейного повествования и временных скачков и вовсе отказались. Но тем ни менее от Пиццолатто все же многое осталось…
В итоге перед нами тут и меланхоличный южный неонуар, и бульварный триллер, и драма… Не то что бы кино выдающееся, скорее середнячек, но мне все равно очень понравилось.
Однозначно поможет скрасить ожидание грядущего 3-го сезона «True Detective», над которым помимо шоураннера Ника Пиццолатто, трудился еще и прекрасный режиссер Джереми Солнье…  о котором в следующей номинации.

Перестрелка года: Придержи тьму / Hold the Dark



Уже после своего второго полнометражного фильма – «Blue Ruin», Джереми Солнье, стал звездой и любимцем киноманов и критиков. Третий фильм «Green Room» закрепил славу одного из самых интересных режиссеров, работающих сегодня на стыке драмы, триллера и хоррора.
И вот, в этом году вышла четвертая картина… формально триллер, но по факту мрачная, страшная и суровая северная сказка «Придержи тьму».

В забытом богом городке на Аляске волк утащил ребенка. Отчаявшаяся мать пишет письмо известному исследователю живой природы, писателю, и специалисту по волкам… письмо с просьбой выследить и убить зверя, и по возможности вернуть останки сына.
Писатель приезжает. Ну а дальше начинается его постепенное погружение в северный ад, в котором волки, это самые безобидные животные…, а все по-настоящему страшные ходят на двух ногах.

Вязкая, неторопливая, медитативная история… примерно в середине, которой внезапно случается настоящий адреналиновый взрыв. Мясорубка.
Крупнокалиберный пулемет в руках безумца с одной стороны, и вся городская полиция с другой.… Вот уж не ожидал что самая брутальная и дикая перестрелка года, перестрелка сама по себе уже тянущая на отдельный мини-фильм, развернется посреди этого неспешного и медитативного «северного нуара»*.
Прекрасное кино.
Солнье в очередной раз подтвердил репутацию режиссера каждый новый фильм которого автоматически попадает в категорию «must-see».

 Как и ко всем остальным фильмам Солнье, к «Hold the Dark» приложил руку его друг детства, актер/продюсер/режиссер/сценарист - Мэйкон Блэр.
Это имя тоже рекомендую запомнить, и все где оно фигурирует – смотреть. Прекрасный кинематографист, и видный эксперт по «провинциальным нуарам»*

P.S. Отойду после праздников, допишу пост про географию американских нуаров… северные, южные, провинциальные… про все там.

Лучший сценарий года: Виновный / Den skyldige



Кино - это искусство которое состоит из множества компонентов. Важно все, свет, камера, актеры, саундтрек, визуальные эффекты, декорации, костюмы… сотни кубиков из которых режиссер складывает фильм. И в итоге мы либо полностью проваливаемся в картину при просмотре…, либо нет. Магия Кино.
Всегда восхищался смелостью кинематографистов, у которых, получается, построить захватывающий, интересный фильм, сознательно отказавшись от львиной доли этих кубиков.
Человек говорит по телефону – все...
В полку захватывающих, построенных на одном лишь разговоре, телефонных триллеров, вроде «Погребенного заживо» и «Лока» - прибыло. На этот раз порадовали датчане.

Временно отстраненный от привычной оперативной работы полицейский сидит в диспетчерской и принимает скучные однотипные вызовы… очередной звонок... необычный. На другом конце женщина которую похитили и куда-то везут…. Ну а дальше от истории уже не оторваться.
Причем не могу сказать, что кино в чем-то выдающееся. Швед Якоб Седергрен в главной роли хорош, но харизмы Тома Харди из «Лока»  нет и в помине…
Постановка…. ну какие могут быть изыски когда снимаешь фильм про то, как неприметный мужчина средних лет полтора часа говорит по телефону….
А зритель все равно смотрит на это как кролик на удава, и боится моргнуть, чтобы ничего не пропустить. Почему? Потому что у фильма исключительно профессиональный, построенный по всем законам кинодраматургии сценарий.
Увлекательная история…, шокирующие сюжетные повороты…, напряженный, не очевидный до последних секунд финал…., плюс параллельная линия с развитием, и моральными дилеммами героя, спасающего в каком-то смысле не только женщину, но и самого себя.
Снимаю шляпу перед сценаристами. Здорово!

Сейчас в работе голливудский ремейк с Джейком Джилленхолом, который помимо главной роли еще и продюсирует картину. Ждем.

Открытие года: Черный 47-й / Black '47



Есть фильмы, которые начинаешь ждать, едва узнав, о том, что проект в разработке. Читаешь новости и смотришь фото со съемок…. ждешь первый тизер…. считаешь месяцы до премьеры…
О других узнаешь уже ближе к выходу, но в любом случае, к просмотру большинства, действительно стоящих картин, мы, как правило, подходим с каким-то бэкграундом.
Лично у меня, такое чтобы фильм, о котором до просмотра не слышал вообще ничего,  вдруг взял и стал одним из самых ярких кино-впечатлений года, бывает нечасто. «Black '47» именно то случай.
О фильме услышал случайно. В тот же вечер включил. И в итоге, этот грубоватый, не претендующий на лавры шедевра, просто и без каких либо художественных изысков скроенный, брутальный ирландский вестерн, оказался одним из лучших новых фильмов, которые  повезло увидеть в прошлом году.

1847-й год. Самый страшный год Великого голода в Ирландии. На родину возвращается, дезертировавший из колониальной армии солдат - Фиини (Джеймс Фрешвилл).
Почти вся его семья мертва, а оставшихся посреди суровой зимы выселяют погибать на холод их лендлорды (землевладельцы).
Фиини не намерен подобное терпеть, и не собирается никого прощать. Опытный солдат берет в руки оружие…
На поимку дезертира-мстителя отправляют его бывшего командира, выпущенного ради этой мисси из тюрьмы (Хьюго Уивинг).

Знакомый, от которого узнал о фильме очень метко сказал: «Black '47» это  «Гіркі жнива» которые мы заслужили.
Все так.
Аналогии с прошлогодней канадско-украинской картиной так и напрашиваются.
Конечно, нельзя поставить знак «равно» между Великим голодом в Ирландии и Голодомором в Украине.
В первом случае трагедия была вызвана объективными причинами: погибший урожай картофеля и аномально холодная зима… А политика местной администрации и бесчеловечность английских землевладельцев лишь усугубили ситуацию.
Корона и столичные британские власти пытались исправить происходящее, но сделали, очевидно, недостаточно.
В итоге, в результате голода погибли сотни тысяч человек, а волна эмиграции навсегда изменила не только потерявшую 30% населения Ирландию, но и США, куда они перебрались.

В случае Голодомора, количество жертв уже исчисляется не сотнями тысяч,  а миллионами, и никаких объективных причин для голода  не было, только искусственные...,  Чудовищная, преступная политика коммунистов,  тотальный вывоз продовольствия на экспорт,  «закон о пяти колосках», хлебозаготовительные планы, коллективизация, красный террор…

Тем ни менее между событиями есть и параллели. И сегодня как для для украинцев, так и для ирландцев эти трагедии являются важной частью национальной памяти и сознания.
И вот, с промежутком в год выходят два фильма: «Гіркі жнива» и «Black '47». Получился прямо таки наглядный пример, как подобное кино снимать надо, а как нет.
При том, что в наличие был и бюджет 20 млн$..., и младший Айронс (чья карьера в последний год вообще здорово полетела вверх)…, у создателей отечественной картины не оказалось главного что нужно для такого кино.... таланта, кинематографической смелости, и яиц.
В итоге, несмотря на все нарисованные в лондонской студии красоты, получилось пафосное, шаблонное, беззубое, и насквозь вторичное барахло, погребенное под грузом собственных амбиций.

А  ирландцы сняли маленькое чудо.
Лэнс Дэйли - режиссер и сценарист «Black '47»  в интервью подчеркивает что и он, и актеры, и вся съемочная группа чувствовали огромную ответственность, ведь, несмотря на огромное значение Великого голода для истории Ирландии, о нем еще не было снято ни одного полноценного художественного фильма.
Несмотря на это бремя, ирландцы умудрились не уходить в лишний пафос, и не пытались создать нечто монументальное, вроде «Списка Шиндлера»…
Перед нами брутальная жанровая бэшка, скроенная по всем лекалам классического вестерна.
Одинокий мститель берет ружье и справедливость в свои руки, начиная борьбу против преступных местных властей… суровые всадники неспешно заезжают в маленький городок… перестрелки…, погони…, дорога по безжизненным пустошам…. В памяти всплывает не список «Список Шиндлера», в памяти всплывают «Непрощенный» и «Дикая банда».
И в то же время, играя на поле недорогого жанрового кино, фильм умудряется действительно тронуть за живое, и донести что-то важное… Мое почтение. Круто!

Добавить сюда отличные актерские работы:
Джеймс Фрешвилл в роли сурового мстителя сидит как влитой… Значительная часть фильма снята на ирландском языке. Австралийцу Фрешвиллу пришлось нелегко, но справился.
Другой австралиец - Хьюго Уивинг как всегда прекрасен. Отставной «агент Смитт» в прошлом году уже уделывал всех, включая Бенедикта Камбербэтча едва появляясь в кадре «Патрика Мелроуза», тут он снова на высоте.
Еще есть небольшая, но значимая роль Барри Кеогана… который в прошлом году, после «Убийства священного оленя» еще и в замечательных «Американских животных» отметился (я бы этому фильму отдал номинацию «Ограбления года», но пост и так уже запредельно длинный).

Подводя итог - в очередной раз убедился что Шотландия и Ирландия родина просто удивительного регионального кинематографа. Не перестают радовать. Фильм что называется – зашел...  и если бы не пара еврейских чуваков из Миннесоты, наверное отдал бы ему тут титул - Фильм года.

Психопат с молотком года: Тебя никогда здесь не было / You Were Never Really Here



Иногда, нечасто, прекрасные режиссеры приглашают прекрасных актеров, чтобы создать нечто в таком вот очень узком жанре - «Герой-психопат с молотком».
Еще со времен «Олдбоя» и «Драйва» мы знаем что фильм, в котором на всю голову отмороженный главный герой истребляет негодяев молотком, не может быть плохим или посредственным. Подобные фильмы всегда прекрасны!
Есть в них нечто особенно кинематографичное...

Так и здесь…. свирепый, слегка обрюзгший Хоакин Феникс с кучей психологических и психиатрических проблем, забивает нехороших людей молотком. Прекрасное кино и великолепный представитель жанра!
Эх…, как же жаль что у персонажа Де Ниро из великого скорсезовского «Таксиста», не было при себе молотка… Ведь и персонаж, и сам фильм, по стилю и по духу были бы просто эталонными представителями жанра.

Приятное удивление года: Апгрейд / Upgrade

kinopoisk.ru-Upgrade-3150657.jpg

На фоне недавно открывшегося второго дыхания у жанра киберпанк: с этим монументальным сиквелом «Бегущего по лезвию» (за который лучший оператор современности - Роджер Дикинс, наконец, получил свой заслуженный Оскар, после 13 безуспешных номинаций! А вы все Ди Каприо, Ди Каприо)…
...С масштабным «Видоизменённым углеродом»…
Со Скарлетт Йоханссон в роли «Призрака в доспехах»… С «Черным зеркалом»… «Немым», «Анонимом»… и всем остальным, что выходит в жанре…
На фоне всего этого, лично я скромный «Апгрейд» абсолютно не ждал. Трейлер впечатлил не особо. Сюжет показался вторичным и малоинтересным. Думал – проходной, необязательный середнячек.
Но, волна позитивной критики таки склонила его посмотреть…. и какой же по факту это оказался отличный фильм!
Не шедевр, нет. Новых вершин в своем жанре «Апгрейд» не покоряет. Но, это настолько плотно сбитое, живое, здорово и изобретательно поставленное кино, что огромная порция удовольствия от его просмотра практически гарантирована.

Иронично то, что звезду фильма - Логана Маршалла-Грина из-за некоторого сходства внешности и мимики, но другого звездного статуса часто называют «Том Харди для бедных».
В этом же году вышел большой студийный фильм на схожую с «Апгрейдом» тему, но уже настоящим Томом Харди в главной роли – «Веном».
И фильм с «Том Харди для бедных» уделывает кардтину настоящего Харди почти по всем параметрам.
Хотя справедливости ради - «Веном» далеко не так плох, как о нем часто пишут. Харди как всегда фонтанирует харизмой, плюс масса забавных моментов…, да и в целом дурацкий, но вполне симпатичный марвеловскй блокбастер, который по духу ближе к их первым картинам.

Украинский фильм года: Позывной «Бандерас»



Как уже писал, кино цветет с такой силой, что следить за всем не успеваю физически. Помимо Голливуда есть масса интересного регионального: англичане…, скандинавы…, корейцы…, шотландцы…, ирландцы,… когда все смотреть!?
К появлению нового игрока оказался не готов физически.
Если раньше достойных внимания отечественных фильмов выходило не так много, и вклинивая между всем остальным смотреть их более или менее успевал, то в последние годы, и особенно в 2018, у нас наконец появился полноценный национальный кинематограф, и количество премьер уже такое что не успеваешь на все бежать….
Снимают больше чем успеваю смотреть, поэтому от родного кино я безнадежно отстал, и большинство главных украинских фильмов прошлого года до сих пор не видел.

Количество, постепенно начинает перерастать в качество, и думаю, если бы уже посмотрел свежего Лозницу, или экранизацию Жадана победитель мог быть другим.
Но, из того что уже успел, главной украинской картиной года для меня стал именно «Позывной «Бандерас»». Несмотря на массу его очевидных недоработок,

Как и большинство зрителей в зале, ближе к финалу прошлогодних «Киборгов» я даже пустил слезу..., но все-таки глупо отрицать что это скорее не из-за выдающихся художественных достоинств фильма, а из-за того что тема всем нам близка и болит. Фильм хороший, но не более.
Уверен, рано или поздно, когда наш кинематограф повзрослеет, появятся и действительно большие режиссеры, которые снимут по-настоящему большие фильмы, про войну..., и про события в Аэропорту в том числе.
Но сегодня не стоит пытаться прыгнуть выше головы и снять шедевр. Сегодня лучше ровняться не на Золотой Век Голливуда, а на наших ирландских современников. Режиссеров, которые умеют, играя на поле недорогого жанрового кино, снимать не только интересные и изобретательные фильмы с живым кино-языком вместо шаблонов,… но и поднимают в этих фильмах действительно важные, значимые для национального самосознания темы. Как в фильме о котором уже написал выше.
«'71» и «Black '47» , вот на что сегодня стоит ровняться, а не на Полански и Спилберга.
«Позывной «Бандерас»» пытается делать именно это. Местами криво, местами вторично… но все таки это именно оно, жанровое кино на важную тему. Не претенциозная и эпичная драма, а военный триллер/детектив.

Осень 2014-го, начало, на сегодня, самой горячей фазы российской агрессии против Украины. Капитан Антон Саенко позывной «Бандерас» во главе группы контрразведчиков, прибывает в расположение полка под видом саперов.
Цель выследить и обезвредить опытного, внедренного диверсанта известного под позывным «Ходок».
Полк стоит около родного села Бандераса в котором он не был 20 лет…
А дальше, лихо закрученный детектив… Ходоком может оказаться любой…., напряжение растет…, люди гибнут…

И пока кино играет на этом жанровом поле, все у него хорошо, увы ближе к концу, к  военному детективу/триллеру подключился треш-боевик, а в самом финале и еще и претенциозная драма…
 В общем, минусов повторюсь, у фильма хватает, а до кинематографической смелости и мастерства ирландцев нашим режиссерам еще как до Луны. Но, это шаг в нужном направлении, и смотреть кино, как ни крути было просто интересно.
Несмотря на все недоработки, это для меня пока главный украинский фильм 2018-го.

Комедия года: Смерть Сталина / The Death of Stalin



Тут все просто. Буду солидарен с European Film Award, и лучшей комедией года, заслуженно назову «Смерть Сталина». Фильм смотрел уже трижды. В первый раз в кино, потом пересмотрел сам, а потом врубили фоном в компании. С каждым новым просмотром шутки становятся все смешнее, а фильм все интересней. Вот здесь уже писал о нем подробно: Смерть Сталина / The Death of Stalin


Основано на реальных событиях года: Утойя, 22 июля / Utøya 22. Juli



22 июля 2011-го. Норвегия. Молодёжный летний лагерь на острове Утойя. Подростки общаются, ссорятся, спорят, мирятся… постепенно до острова доходит информация о том, что в столице произошел теракт – взрыв в правительственном квартале. Новая тема для разговоров…
Вдруг, откуда-то с пляжа бегут перепуганные дети. Потом вдали раздаются выстрелы. Выстрелы все ближе… А дальше, снятые одним планом без монтажных склеек 72 минуты ада. Ровно столько, сколько длился и сам теракт.

Снимая фильм о большой трагедии, всегда есть риск «зайти не туда». Слишком субъективные у каждого понятия этики и допустимости. Слишком болят у зрителей раны.
Норвежцу Эрику Поппе похоже удалось найти едва ли не идеальное художественное решение позволившее выдержать дистанцию и избежать спекуляций.
Весь фильм камера следует за 19-летней Каей (и она, и остальные подростки в кадре это вымышленные персонажи), снято все, повторюсь, одним планом, без монтажных склеек. Воссозданная хроника событий просто бросает зрителя в бойню на острове Утойя, и заставляет переживать и смотреть на происходящее глазами героини.

Андерса Брейвика ни мы, ни героиня так и не увидим. Мы слышим выстрелы, видим падающих детей, бежим, прячемся, ждем, снова бежим, снова прячемся, выстрелы звучат постоянно... Никакой персонификации террориста в фильме нет. Это скорее абстрактный рок, стихия. Фильм не про него.

У такой хроникальной, репортажной стилистики, безусловно, есть свои ограничения. Иногда, актеры как по мне, не вытягивают, а в снятом без склеек фильме дубль  уже не переснимешь…  Ритм фильма иногда провисает… Привычное развитие сюжета отсутствует.
Тут не будет ни героического сопротивления, ни чудесных спасений, ни выпрыгивающего из за угла безумца Брейвика, со штурмовой винтовкой наперевес… Просто бежим, прячемся, переводим дух, снова бежим, а кругом ужас. Это все
.Картина из тех, которые нельзя пропускать. Ее обязательно стоит увидеть, но вряд ли когда-нибудь захочется пересмотреть. Смелое, хорошее кино.

Кстати, у другого свежевышедшего основанного и  на реальных событиях фильма - «Человек на Луне» отчасти похожий подход к изложению истории.
Притом, что фильм про летчика-испытателя, астронавта, и первого человека на луне… в нем почти отсутствуют зрелищные спецэффекты. Только крупные планы лица Райана Гослинга, только ощущения и переживания Нила Армстронга.
Подход, по-моему правильный, на космические корабли и ракеты любых форм и размеров мы посмотрим в очередных «Стражах Галактики» и «Звездных воинах». Реалистичные спецэффекты это давно не то чем можно удивить.
Новый тренд, когда фильмы основанные на реальных событиях сосредотачиваются в первую очередь на субъективной точке зрения героя, позволяя нам «побыть в его шкуре», всячески одобряю и поддерживаю.

Лучший фильм года: Баллада Бастера Скраггса / The Ballad of Buster Scruggs



Страшно представить, что бы сказал дедушка Фрейд, узнай он обо всей глубине моих чувств к этой паре немолодых еврейских дядек из заснеженной Миннесоты….
Балладу пересмотрел уже трижды. Как обычно у Братьев – восторг.
Перфекционизм в каждой детали.
Нападение индейцев и выстрел из лука… видели это в миллионе фильмов…, но тут даже простой полет стрелы снят остроумно, интересно, и «по коэновски».

Боюсь, что в год, когда выходит новый фильм Коэнов, у остальных просто нет шансов выиграть в этой номинации.
Не перестаю задаваться риторическим вопросом: …ох, Итан… ох Джоэль… да что ж вы такие охуенные!?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments