y_blaz (y_blaz) wrote,
y_blaz
y_blaz

Categories:

Стивен Кинг «Институт»

stephen-king-the-institute-review.jpg

Согласно данным Национального центра по проблемам пропавших без вести и подвергающихся эксплуатации детей, ежегодно в США пропадает 800 000 детей. Большинство находятся. Тысячи – нет.
«Институт» Пролог.

В последние годы подсел на аудиокниги. Вчера закончил слушать новый роман Стивена Кинга - «Институт». Кинг все еще тот! Старик в отличной форме.
Вряд ли кто-то назовет «Институт» его лучшим романом но, в то же время, это прекрасно написанное и по-настоящему увлекательное чтиво. Не шедевр, нет, но оторваться невозможно. Качественная кинговская беллетристика в лучшем виде.

За героями Короля ужасов уже успели поохотиться инфернальные сущности всех видов. Демонические машины, вампиры, призраки, пришельцы, пожиратели времени, антихристы-ковбои, и даже целые кровожадные отели...
Но какими бы пугающими ни были все эти сверхъестественные засранцы, по-моему, все же самые жуткие истории Кинга, они всегда про людей.
Обезумевшая фанатка, доведенный до отчаяния подросток, дорвавшийся до власти тюремщик-садист... вот что по-настоящему пугает.
«Институт» относится именно к этой половине творчества Кинга. Тут нет ни притаившихся в шкафу бугименов, ни индейских проклятий, ни адских клоунов мучающих невинных детей.
Невинных, хоть и особенных, детей здесь мучают бюрократы. Доктора, смотрители, санитары... обычные, похожие на каждого из нас люди. Люди, которые уверенны, что делают правое дело. Люди, которые давно потеряли способность к эмпатии.
«Институт» пугает в первую очередь своей будничной, бытовой рутиной зла.

Люк Эллис - вундеркинд, в свои двенадцать мальчик готовится поступать сразу в два престижных университета. А еще в его присутствии иногда сам по себе может пошевелиться поднос, или перелистнуться страница книги. У Люка есть мизерные способности к телекинезу.
Посреди ночи, в доме на тихой улице в пригороде Миннеаполиса, незнакомцы убивают родителей Люка, а его самого похищают. Ребенок просыпается в Институте. В комнате, которая почти полностью копирует его собственную, только окна нет. В соседних комнатах живут другие похищенные дети.
Их корпус называется Ближняя половина. Тут есть игровая площадка, комната отдыха, столовая с отличной едой, и автоматы с настоящими сигаретами и алкоголем... Но дети тут не задерживаются. Постепенно, после ряда жестоких опытов, анализов и экспериментов, их переводят на Дальнюю половину института, откуда никто не возвращался.
А еще есть дальняя половина дальней половины, и оттуда идет гул...
Тем временем на другом конце страны, бывший полицейский - Тим Джемисон устраивается работать ночным обходчиком в каком-то провинциальном захолустье...



Кинг прекрасный рассказчик и история затягивает практически сразу. Роман неспешно раскачивается начиная не с ужасов Института, а с бытовой истории Тима Джемисона, ночного обходчика в маленьком городке.
После, история переносится на другой конец страны и к бывшему копу вернется только ближе к финалу. Оставив читателя в приятном ожидании момента когда же, наконец, две параллельные сюжетные линии сольются в одну. И эти непринужденные первые 40-50 страниц «Института» наглядная демонстрация того, насколько увлекает художественная литература Кинга даже без какого либо остросюжетного компонента.
Дальше Кинг играет уже полностью на своем поле. Тут и противостоящая злу компания детей, эдакий местный «Клуб неудачников». Тут и паранормальные способности и зловещая секретная организация в лесах штата Мен и маленькие городки...
«Тело», «Оно», «Мертвая зона», «Керри», «Сияние»... всего по чуть-чуть. И в то же время «Институт» совершенно самодостаточное произведение, которое нисколько не выглядит вторичным.
Телекинетики и телепаты из Люка и других детей слабенькие, взглядом не воспламеняют и устроить шоу в духе Кэрри тоже не могут. По крайней мере не сразу... А зловещая организация несмотря на все свои ресурсы, выглядит обветшавшим рудиментом времен холодной войны. Как описывает ее главный герой - Институт похож на ракету у которой отключились двигатели как только она набрала нужную для полета скорость. Ракета все еще движется заданным курсом, но теперь уже только по инерции.

По-моему немногие писатели обладают способностью Кинга создавать настолько живые и убедительные образы детей и подростков. Еще меньше обладают творческими ресурсами и умениями Кинга по части создания пугающей и гнетущей обстановки. Именно поэтому наполненный большими и маленькими рутинными жестокостями. Наполненный пронизывающим безразличием и тотальной бесчеловечностью Институт, действительно пугает. А история попавшего туда Люка и его разношерстной компании товарищей по ненастью, по-настоящему трогает.



Увы, ахиллесова пята Кинга - окончание историй, дает о себе знать и в «Институте».
Пока автор неспешно расставляет фигуры, погружает нас в мир Института и постепенно приоткрывает завесы тайн, роман работает настолько здорово, что может даже показаться чем-то большим чем он есть на самом деле. Но, в последней трети, когда все ставки уже сделаны, все фигуры расставлены, и начинается их непосредственное столкновение... тут мы вспоминаем что перед нами просто очень качественная, захватывающая беллетристика.
Что тоже круто.
Не то чтобы в финал не удался, просто история очень уж стремительно меняет темп и ритм превращаясь из напряженного триллера в боевик с нон-стоп экшеном и кровожадными перестрелками. Понравится такое, вероятно, не всем. Недавнего «Чужака» многие за подобное ругали.
Очевидно, учтя критику, Кинг снабдил «Институт» завершающей частью действие которой происходит уже после кульминационной мясорубки. Она окончательно расставляет все точки над i, и разжевывает проблематику романа, оставляя читателя размышлять о границах приемлемого, о допустимости зла во благо, и о тех жертвах, на которые можно идти имея перед собой высшую цель.
Конечно, к этим точкам над i тоже есть вопросы, но в любом случае, думаю хейтеров у финала «Института» будет куда меньше чем у финала «Чужака».

Ну и бонусом, эдакой вишенкой на торте «Института» идет веселая, зубастая и злободневная кинговская сатира.

Как и подавляющее большинство людей творческих профессий, Кинг не в восторге ни от президента Трампа лично, ни от политики его администрации в целом.
К счастью, чувство стиля и вкуса писателю не изменяет и история ни на минуту не превращается в политический памфлет. Но при этом, по роману то тут, то там разбросаны ненавязчивые шпильки и колкости в адрес политики одиозного президента.
Почитал отзывы на книгу на Amazon. Очевидно, шпильки бьют куда надо. Количество пылающих задниц у сторонников Трампа ошеломляет. Тролль из Кинга отличный. Хотя это и так давно известный факт.
Еще в книге присутствует совершенно чудесная сцена наглядно демонстрирующая всю прелесть Второй поправки в деле. И от этой сцены наоборот бомбить должно уже у противников республиканцев и права на свободное владение оружием.

Для иллюстрации лучше всего подходят недавние фото вышедших на улицы вооруженных жителей Айдахо.



Несмотря на развернувшийся кровавый макабр, кинговское описание особенностей проведения секретных операций в напичканном оружием южном городке получилось настолько уморительным, что шагая по улице и слушая в наушниках эту главу, улыбался окружающим словно жизнерадостный идиот.
Отличная получилась сцена. Ее бы следовало назвать: «Не грози захолустному Дюпрею попивая сок у себя в Институте».

Все это так и просится на экран!

К счастью ждать придется недолго. «Институт» роман исключительно кинематографичный. Фактически, готовый сценарий. Права на экранизацию сразу были проданы компании Spyglass Entertainment и по книге снимают мини-сериал.
Сценарист - Дэвид Э. Келли, режиссер - Джек Бендер. Дуэт который до этого экранизировал кинговский «Мистер Мерседес».
У обоих киноделов в фильмографиях есть и топовые проекты для НВО, и не самые удачные работы для кабельных каналов попроще. Так что, ждем и надеемся. «Институт» определенно достоин хорошей экранизации.
Subscribe

  • 36

    То, что в последнее время редко пользуюсь LJ вовсе не повод изменять традиции. 17-е октября, время добавлять в список еще один постер. 2020…

  • Железные леди (Version 2.0) ТОП 24 искусственных женщин

    Ох и давно тут не появлялся. А вернуться в ЖЖ решил то ли с ремейком, то ли с сиквелом своего же древнего поста. Восемь лет назад, 8-го марта…

  • The Queen's Gambit (2020) Хуяк - и мат

    Вышел вчера вечером прикупить травы на районе. Для кота. В смысле, ту которую садишь, она вырастает, и котейка ее грызет. Недалеко от зоомагазина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • 36

    То, что в последнее время редко пользуюсь LJ вовсе не повод изменять традиции. 17-е октября, время добавлять в список еще один постер. 2020…

  • Железные леди (Version 2.0) ТОП 24 искусственных женщин

    Ох и давно тут не появлялся. А вернуться в ЖЖ решил то ли с ремейком, то ли с сиквелом своего же древнего поста. Восемь лет назад, 8-го марта…

  • The Queen's Gambit (2020) Хуяк - и мат

    Вышел вчера вечером прикупить травы на районе. Для кота. В смысле, ту которую садишь, она вырастает, и котейка ее грызет. Недалеко от зоомагазина…